Rambler's Top100

 

Ю.Иванец.

Эзотерическая психология (фрагмент)

 

1.Психология академическая и эзотерическая.

Как самостоятельная отрасль науки психология сформировалась сравнительно недавно, её возраст немногим превышает сотню лет. Предмет, который она исследует, можно определить как "механизмы и закономерности взаимодействия человека и других существ с миром".Поскольку это самое "взаимодействие с миром", а точнее - с частями мира в виде окружающих человека людей многих устраивает далеко не всегда, а многих и вообще может не устраивать, то для решения возникших вследствии этого проблем люди обращаются к специалисту по практической психологии, т.е. психологу.

Надо отметить, что практическая психология имеет в своём арсенале богатейший набор средств, которые при грамотном применении могут успешно способствовать их разрешению.Особо результативным вмешательство психолога может быть в случае, если речь идёт об улучшении психологического климата в коллективе, оптимизации производственного или учебного процесса, повышения эффективности делового общения.

Однако когда речь идёт о проблемах отдельного индивидуума, таких как одиночество, семейные неурядицы, трудности в общении, сексуальная дисгармония и др., успехи психологии не так грандиозны, как это пытаются представить сами психологи (если они будут говорить правду, то просто останутся без работы). Конечно, психолог сделает всё возможное, чтобы помочь пациенту решить ту проблему, которая его к нему привела, и, может быть, эта проблема будет успешно решена. Однако, едва почувствовав облегчение, пациент обнаружит, что его жизнь отравляет новая проблема, и он снова пойдёт к психологу. И так бег по кругу будет продолжаться до тех пор, пока либо пациент разубедится в возможностях разрешения его проблем посредством психологии, либо для пациента его проблемы просто потеряют актуальность.

И такой результат, в общем-то, неудивителен, т.к. пациент в психологии решает проблему, т.е. следствие какого-нибудь глубинного сбоя в механизмах взаимодействия индивидуума и мира. А, поскольку в результате решения проблемы её причина не устраняется, то она тут же появляется на новом уровне.В противоположность психологии академической, эзотерическая психология считает бессмысленным тратить время и силы на борьбу со следствиями (т.е. конкретными личностными проблемами), она считает своей задачей помочь человеку в разрешении их истинных причин и дать путь к их устранению. Это требует от человека большой и длительной работы над собой, но в результате этого человек не только решает свои проблемы (они от него отваливаются как бы сами собой), но и качественно изменить свою жизнь.

Не следует думать, что академическая психология не пытается работать на уровне причин, просто она их ищет не совсем там, где они есть. Когда психология сформировалась в самостоятельную науку она, положившись на свой собственный эмперический опыт, слишком резко порвала со своими "родителями" - философией, религией, народной медициной, которые тысячелетиями копили знания о человеке, и тем самым резко ограничила свои возможности.

Эту ограниченность неизбежно почувствует любой, творчески относящийся к своему делу психолог, поэтому стало закономерным появление психологических школ, в которых проявилась тенденция к соединению достижений современной психологии с многовековым религиозно-философским опытом. Среди таких школ можно назвать "Психосинтез" Р. Ассаджиоли, Онтопсихологию А. Менегетти, Интегральный психоанализ (Аналитическую трилогию) Н. Кеппе и другие. Однако академическая психология эти направления отринула. Но возврат к истокам неизбежен, это лишь вопрос времени.

2. Эзотерические и экзотерические знания.

Знания о человеке накапливали, развивали и передавали из поколения в поколение философско-религиозные учения и школыВ любом из этих направлений и школ часть знаний была общедоступна, т.е. эти знания могли быть сообщены всем желающим и могли быть зафиксированы в письменных источниках в том виде, в каком они есть. Эти знания принято называть экзотерическими - от греческого слова "ехоtericos" - внешний, находящийся снаружи.

А, поскольку существуют "внешние" знания, то, значит, существуют и "внутренние", т.е. тайные знания - эзотерические (греч. esotericos - внутренний). Чтобы получить доступ к этим знаниям, человек не только должен был усвоить экзотерическую часть учения данной школы, но и доказать, что он достоин получить эти знания, пройдя через испытания и инициации. Эзотерические знания тщательно охранялись, передавались они в основном устно, от учителя к ученику, а если возникала необходимость в записи, то делалось это иносказательно, в виде притч, или зашифровывалось в символы, чтобы лишь посвящённый мог понять истинное значение.

Почему эти знания так тщательно охранялись? Ответ на этот вопрос прост - неподготовленный человек может произвести немало разрушений в себе и в окружающем его мире, если прикоснётся к этим знаниям, поскольку знания эти имеют прямое отношение к психической энергии и тайнам владения ею.
В разных учениях психическая энергия присутствует под разными именами - в Индуизме это Прана, в Даосизме - Ци, в религии Гавайцев - Мана, а в христианстве это ни что иное, как Святой Дух - Божья благодать, но это не меняет её сути - это изначальная энергия, которая оживляет и одухотворяет всё сущее и именно этой силой творил свои чудеса Христос.

Надо отметить, что академическая психология не отвергает существование психической энергии, в различных вариантах понятие психической энергии присутствует в системах представлений различных психологических школ.Часто обращался к этому понятию основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд. Например, аргументируя своё неприятие гипноза как терапевтического метода, Фрейд говорил, что гипноз, конечно, может устранить временные проявления болезни, но ЭНЕРГИЯ болезни всё равно проявит себя в той или иной форме.

Самое прямое отношение к психической энергии имеет одна из основополагающих теорий психоанализа - теория либидо. В основе этой теории лежит утверждение, что основной движущей силой, которая побуждает человека к каким-либо деятельности, является сексуальная энергия, с определённым запасом которой человек появляется на свет и расходует до конца своей жизни. Если эта энергия употребляется по "прямому" назначению, то человек испытывает наслаждение жизнью и психически здоров. Если же сексуальные желания и влечения не реализуются, то их энергия либо вытесняется в подсознание человека и начинает преследовать человека в виде эротических сновидений и навязчивых невротических состояний, либо сублимируется (преобразуется) в другую деятельность - бизнес, политику, художественное творчество…

Личности примитивные взяли теорию Фрейда на вооружение для подведения "научной базы" под известную сентенцию: "Зачем любить, зачем страдать, не лучше ль сразу же в кровать". Люди более продвинутые в духовном отношении были озадачены: неужели прекрасная картина или гениальное стихотворение есть результат того, что художнику или поэту какая-нибудь барышня отказала в интимной близости, и вообще, по Фрейду получается, что мировая культура - это всего лишь некая сублимация всепланетного сексуального голода?

Впрочем, вместо абстрактного недоумения, лучше открыть биографии наиболее состоятельных в творческом плане людей и посмотреть, применима ли к ним теория Фрейда. Итак, солнце русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин - автор стихов, романа в стихах "Евгений Онегин", прозы и… донжуанского списка. Лев Николаевич Толстой - невероятно плодовитый писатель и философ (его сочинения составляют 90 (!) пухлых томов), плодовитый папа - основатель династии Толстых, представители которой продолжают вносить свой вклад в русскую культуру и в третьем тысячелетии.

Иоганн Себастиан Бах - гений полифонии, автор множества произведений для органа, клавира, камерного оркестра, струнных, духовых инструментов, 249 кантат. В историю музыки он вошёл вместе с четырьмя своими сыновьями, которых сам же и обучил композиторскому мастерству. Александр Дюма - его собрание сочинений на французском языке составляет аж 300 томов, не все, конечно же, он написал сам, но всё равно впечатляет; и вместе с тем он был известным кулинаром и поклонником прекрасного пола.Замечу ешё, что вряд ли Джакомо Казанова стал бы именем нарицательным для обозначения любвеобильного мужчины, если бы он, помимо талантов любовника не обладал бы ещё талантом литературным и не описал бы свои подвиги в своих мемуарах. Этот список можно продолжать до бесконечности и вывод из него будет только один - человек, успешно реализовавший себя в творчестве, как правило, также успешно реализовывает себя и в сексе. То же самое мы можем проследить и в других областях человеческой деятельности.

И, всё же, несмотря на столь явное несоответствие реальной действительности, и, будучи раскритикованной даже его последователями, теория Фрейда является одним из значительнейших достижений научной психологической мысли 20 в. Почему? Да потому, что всё встанет на своё место, если от слова "энергия" убрать эпитет "сексуальная". Энергия на самом деле нейтральна, но может быть проявлена самыми различными способами. Протекая через тело она будет физической. Выраженная в реализации сексуальных влечений она будет сексуальной. Интеллектуальное своё выражение энергия найдёт в науке, политике, бизнесе, литературе и др. А в сфере зрительных образов психическая энергия найдёт своё воплощение в произведениях изобразительного искусства. Качество энергии может быть различным, но всё это лишь дифференциация единой силы, имя которой - психическая энергия.

Последователи Фрейда, разрабатывая далее психоаналитические теории, в частности, его ближайший ученик и друг Карл Густав Юнг, поправили своего основоположника и стали рассматривать психическую энергию как энергию вообще, а не сублимацию или трансформацию сексуальной энергии. Однако их подход не изменился: они рассматривают человека как замкнутую систему, расходующую и перераспределяющую энергию внутри себя. Эзотерическая психология, опираясь на эзотерические знания, считает, что человек находится в непрерывной связи с окружающим его миром. И, если этот энергообмен адекватен и психическая энергия не встречает препятствия на своём пути, то человек здоров и физически и психически.

Продолжение следует

©Иванец Ю.В. Любое использование и копирование только с разрешения автора.

назад на статьи

***

Практический психолог Иванец Юрий Владимирович. Тел: (383)291-90-78,
Icq:407-255-474, E-mail

Пожалуйста, проголосуйте за мой сайт в каталоге НГС: Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС!
Hosted by uCoz